авторы: Merlan (31 наурыз, 17:03 жарияланды)
Грамматическая тема: Сложносочинённые предложения.
Лексическая тема: Пословица-краса речи.
Цели урока:
1.Углубить и систематизировать знания
учащихся о сложных предложениях.
2. Дать учащимся понятие о сложносочинённых предложениях. 3. Совершенствовать навыки постановки знаков препинания в сложносочиненном предложении, умение отличать их от простых предложении, осложненных однородными членами предложения.
3. Привить учащимся любовь к знанию, труду, добру.
Оборудование: сигнальные карточки, слайды с пословицами, таблицы, интерактивная доска.
Ход урока: 1. Организационный момент.
2. Опрос домашнего задания.
2 ученика работают по карточкам.
Фронтальный опрос.
1. Какие предложения называются сложными?
Приведите примеры.
2. Какими способами простые предложения соединяются в сложное?
3. Назовите основные группы сложных предложений.
Итак, ребята, мы знаем, что сложные предложения делятся на сложное союзные и бессоюзные. Слайд 2 ( таблица « Сложное предложение»)
Союзные делятся на сложносочинённые и сложноподчинённые. Объяснение нового материала.
Сегодняшняя наша тема «Сложносочинённые предложения»
Обратите внимание на интерактивную доску.
Ученики читают предложения, которые написаны на слайде 2.
Кончились летние каникулы, и в школах начались занятия.
Наступила осень, но дни ещё стоят тёплые.
Все эти предложения сложносочинённые .
Слайд 3. Сложносочиненные предложения – это такие сложные предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связаны сочинительными союзами.
Сочинительные союзы делятся на такие группы:
соединительные
противительные (показываем союзы и записываем в тетради)
разделительные.
- А теперь прочитайте вот эти предложения:
На слайде 4 пословицы.
Труд кормит, а лень портит.
Ученье свет, а неученье - тьма.
- А что это ребята? Как мы их называем?
- Пословицы.
- Правильно. Давайте объясним значения этих пословиц.
- Ребята, что такое пословица?
- Читая пословицы, вы замечаете, что они легко и быстро запоминаются.
Пословицы появились очень давно. Пословицы делают нашу речь красочной, яркой. Вы, наверное, обратили внимание и на то, что каждая пословица чему – то учить нас. Учат нас быть трудолюбивыми, честными, хорошими, умными .
- Приведите примеры.
- А теперь ребята, давайте запишем вот эти предложения.

Человек от лени болеет, Труд всегда даёт,
а от труда здоровеет. а лень берёт.
Слайд 5.
А сейчас , один ученик выходит к доске и прочитает пословицы.
- А вы, должны определить, какие это предложения сложносочинённые или простые предложения с однородными членами предложения соединяемые союзами.
Если это простое показывайте красную сторону карточки, если сложное показывайте зелёную сторону.
Нет друга – ищи, а нашел – береги. (простое)
Лето – припасиха, зима – подбериха.(сложносочинённое)
Декабрь год кончает, а зиму начинает.(простое)
Новых друзей наживай а старых не теряй.(простое.)
Глаза страшатся, а руки делают.( сложносочиненное)
Хорошо, ребята, вы справились с этим заданием.
- А теперь, ребята, мы с вами поиграем в игру «Собери предложения»
Раздаю всем карточки, составьте и напишите предложение с данными словами. Если правильно соберёте предложения, то у вас получится пословицы.
1. Человек без друзей, что дерево без корней.
2. Смелый побеждает, а трус погибает
3. Летом готов сани, а зимой телегу.
4. От радости старые молодеют, а от печали молодые худеют.
5. Смелый найдет там, где робкий потеряет.
6. О людях гуди не по словам, а по делам.
7. Лето собирает, а зима подаёт.
8. Хорошие слова, половина счастья.
9. Борода – украшение мужчины, а пословица украшение речи.
10. Хлеб питает тело, а книга питает разум.
11. Мир строит, а война разрушает.
12. Дружно за мир стоят, войне - не бывать.
След. задания. Игра «Собери правильно».
Условие игры такое. Я вам раздам вторую часть карточек, а первую часть пословиц читаю сама.
Я читаю начало, а вы должны продолжать.
2-3 пословицы записываем в тетрадь.


1. Кто не работает, тот не ест.
2. Труд кормит, а лень портит.
3. Одежда лучше новая, а друзья старые.
4. Землю солнце красит, а человека – труд.
5. Все за одного, один за всех.
6. На храброго собака лает, а трусливого кусает.
Слайд 6. Игра « Отгадайте загадки»
Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает. (книга)
Черный Ивашка, деревянная рубашка, где носом ведёт, там заметку кладёт.
(карандаш)
Не портной, а всю жизнь с иголками, не сторож, а всех будит.
(петух)
Красная девица сидит в темнице, а коса на улице.
(свёкла)
Один льёт, другой пьёт, третий зеленеет да растёт.
(дождь, земля, трава)
Д/задание. Выучить теоретический материал по теме. Выполнить упражнение из учебника по своему выбору.
Обобщение урока.
- Итак, ребята, мы сегодня с вами познакомились с сложносочинёнными предложениями, говорили о пословицах.
1. Какие предложения называются сложносочинёнными?
2. На какие группы делятся сочинительные союзы?
3. С какими пословицами мы познакомились?
  • 0
 қаралды: 537
 пікірлер: 0
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.

Сайтқа кіру

Сауалнама

"НҰРЛЫ БІЛІМ" республикалық ұстаздардың сабақтар топтамасының жинағын журнал түрінде шығарған тиімді деп ойлайсыздар ма?

Күнтізбе

«    Сәуір 2017    »
ДсСсСрБсЖмСнЖс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Кім сайтта

Пікірлер

Copyright © Білімділер порталы & 2015

Жарнама